Русский | English
 

Про Дао, цзы жань и многое другое

        Дао Дэ Цзин. Избранные главы


                                    1

Дао, которое может быть выражено словами,
не есть Постоянное Дао.
Имя, которое может быть названо,
не есть Постоянное Имя.
Безымянное есть начало Неба и Земли,
Обладающее именем – 
мать десяти тысяч вещей.
Поэтому, когда Постоянное не имеет желаний,
тогда можно воспринять скрытую тайну.
Но [когда] у Постоянного есть желания, 
можно увидеть лишь проявленное.
Двое происходят из одного источника,
однако обладают разными именами,
оба зовутся тайною.
Более загадочный, чем самое загадочное,
таков путь ко всему тонкому.


 Термин ‘Дао’ является глаголом, а не существительным. Поэтому его следует осмысливать не как вещь, но как действие и функцию. Древнекитайский иероглиф ‘Дао’ изображал водный поток и виднеющуюся над ним голову человека. Вода лишь несет его, а человек не сопротивляется, не беспокоится, не прикладывает никаких усилий, а dao-picпросто следует по течению воды.                                     Более современный вариант иероглифа показывает идущего человека, который только смотрит на все вокруг себя. Так что в связи с личным Дао, эта идеограмма изображает именно то, к чему стремится каждый даос, а именно: цзы жань (самоестественность по Е.А.Торчинову, кит. буквально – естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя - Е.Ф.). В контексте рассматриваемого иероглифа – либо скользить вместе с потоком воды, либо просто прогуливаться, наблюдая за природой.
Что касается уровня более универсальной (Постоянной) идеи Дао, иероглиф ‘Дао’ ничего не поясняет, да и как иначе? Следовательно, Постоянное Дао пребывает за пределами различения, за пределами описания, за пределами аналогии и за пределами определения. Если хотите, называйте его Дао, но имя, название не имеет к этому никакого отношения.

Постоянное Дао относится к бесконечной, вечно продолжающейся и непрерывной деятельности Дао. Постоянное - это Дао, а Дао - это Постоянное.

В даосском китайском термин  'ю' обычно просто переводится как 'желание' (в русскоязычных переводах чаще всего говорят о 'страстях' - Е.Ф.), и большей частью это верно. Но термин имеет очень широкое значение, обозначая все в диапазоне от эмоций и чувств до жажды жизни, желания обладать кем-то и продолжительности жизни. В основе своей даосская идея желания означает избыточную и чрезмерную привязанность ко всему. Например,  все мы время от времени испытываем голод, отсюда возникает желание поесть. Но это не является отрицательным желанием. Отрицательным желанием в этом случае будет обжорство. Даосизм - это умеренность и срединный Путь, а не подавление всех потребностей и желаний.

Как имя, так и безымянное имеют один источник,  но этот источник - загадка. Поэтому Дао - это тайна внутри тайны. По аналогии Дао, или ‘скрытую тайну Дао’, можно воспринять через Постоянное, не обладающее желанием. Даосская поговорка гласит: «Каким ты был до того, как родились твои родители?» Что бы вы ответили? Как бы вы это назвали?

Безымянное’ - это не-бытие, а ‘обладающее именем’ - это бытие; или не-существование и существование; или реальное и нереальное. Поэтому, когда Лао Цзы наставляет: «Придерживайся существования, но ограничься не-существованием», он открывает нам, что Дао – это не два, но два проистекают из него. Следовательно, идея состоит в том, чтобы вернуться к истоку, что означает Охватить Единое (Бао И). Исток и Единое - это и есть Дао.
 Небо и Земля произошли от не-бытия, а бытие является матерью всех явлений (Десять Тысяч Вещей). Поэтому обо всем, что вы видите вокруг, можно думать как о существующем, но, фактически, оно также и не существует. Ничто не является настоящим и ничто - не ложным, ничто не существует и, однако же, ничто и не не существует. И таким образом Дао оказывается порталом или вратами к тому, что есть настолько тонким, и это означает, что вы не можете это рационализировать. Это тонкое – то, чему невозможно дать определение, мысля дуальностями, это просто ЕДИНОЕ. Ум не может думать в смысле единичности, но ум способен познать ее посредством духа (шен). В точности, как Лао Цзы утверждает в другой главе, «белоснежное оказывается пятнистым».

 И в заключение. Если вам ясна эта первая глава, все остальное в Дао Дэ Цзин не так сложно для понимания. Мой учитель заставлял меня читать этот первый чжан каждый раз, когда я собирался читать любую другую главу в Каноне, чтобы я мог удерживать ее текст в контексте со значением Постоянного Дао.

    The Scripture on Dao (the Way)

                          One 

The Dao that can be Dao'ed is not the  Constant Dao.                                                                  The Name that can be Named is not the Constant Name.                                                              The Nameless is the origin of Heaven and Earth.                                                                           The Nameable is the mother of the Ten-Thousand Things.

Therefore, when the Constant  is without desire,                                                                         Then  the hidden mystery can be perceived.                                                                                 But the Constant with desire,                                                                                                       Only the manifestations can be seen.                                                                                           The two come from the same source,                                                                                         Yet have different names,                                                                                                           Both are called a mystery.                                                                                                           More mysterious than even the most mysterious,                                                                       This is the gateway to all subtleties.                                                                                                               
© Copyrighted by Stuart Alve Olson, 2008
© Translation copyrighted by Yelena Fesik, 2013

                                                  Продолжение следует

Здесь Вы узнаете, когда и где состоится ближайший семинар по даосским практикам Целительного Дао мастера Мантэка Чиа.