Русский | English
 

Воспитание сердца: терпение

 ren-picКитайский иероглиф «Жэнь» - «терпение» состоит из двух графем: меч и сердце. При этом меч нацелен в сердце. Идея очевидна: терпение проявляется, когда ваше сердце в опасности. И речь идет не только и не столько о чувствах. Вспомним, что в даосской традиции сердце – прибежище сознания. Сразу становится понятным, почему «Жэнь» подразумевает самоконтроль, выдержку, стойкость и  выносливость. Без них ясности и спокойствия сознания не достичь.  

А теперь представьте, что у вашего сердца находится острый кинжал. Как вы будете себя вести? Осторожно, осознанно, выверено. Часто ли мы себя так ведем, особенно, если обуревают чувства или желания добиться цели, неважно какой? Скорей-скорей, давай-давай, а лучше всего - все и сразу :))! Поэтому в даосских практиках терпение – это едва ли не основная добродетель сердца,  которая воспитывается долго и трудно. 

Почему традиция придает такое значение терпению? Первое и главное:
внутренняя алхимия, как, впрочем, любая духовная практика, требует постоянных, регулярных, я бы сказала, преданных, усилий. Без каких-либо гарантий, оговоренных сроков и штрафных санкций в случае недостижения просветления, самадхи, нирваны и т.п. :))

Скажем прямо:  нам, людям, воспитанным в культуре,  где  эффективность стала объектом практически религиозного поклонения, эту точку отсчета принять непросто. Время от времени ко мне на семинар попадают люди, которые ставят вопрос ребром и при этом страшно гордятся своей менеджерской жесткостью: «А когда конкретно я смогу соединить сознание и тело?»  Всего лишь навсего. Или: "Какие конкретно результаты я получу от практики?"  (Это, конечно, тренировка моего терпения :))).  Не помню случая, чтобы человек,  озабоченный сроками и результатами, прошел курс до конца, не говоря уже о собственной повседневной практике.

Почему так происходит? Когда у Сузуки Роши, выдающегося современного мастера дзэн, спросили в чем секрет культивации, он ответил: "Повторение. Очень терпеливо повторяйте то, что вы делаете, и вы достигнете всего". Мы часто проявляем нетерпение по отношению к собственной практике, потому что нам кажется, что ничего не происходит. Нам кажется, что ничего не меняется, что мы топчемся на месте, одним словом, никакого прогресса. Дело в том, что развитие практики никогда не идет по восходящей прямой. Графически это можно избразить, скорее,  как чередование подъемов и плато.  Подъем всегда ощущается как скачок в своих энергетических возможностях, как прорыв в осознании и т.д.  При этом мы, похоже, забываем, что именно плато и подготавливает эти ощутимые и такие желанные изменения.  Так вот именно нетерпение на стадии плато и заставляет нас посидеть там подольше. Смысл этого урока: изменения не обязательно должны случаться быстро и , я бы еще добавила, заметно. Так что терпение в контексте практик - это еще и про терпеливое отношение к самому себе и своей практике. И здесь очень уместным будет совет Стюарта Ольсона  - не квалифицируйте свою практику, не давайте ей оценок и определений. Это все равно, что давать оценку миру, в котором мы живем: он такой или сякой. Мы не знаем другого мира, он единственный,  который  есть, так что нам остается только принять его. То же самое и с нашей практикой - она такая, как есть. Продолжайте практиковать :))

Терпение для практикующего – это еще и  про отсутствие привязанностей, или, если проще, про то, как не создавать ожиданий. Последнее - тема для отдельного и обстоятельного разговора, а пока замечу как инструктор и практик: отсутствие ожиданий – это лучший способ добиться успеха в практике. Когда действие выполняется ради действия, а не ради вознаграждения, то награда придет и быстрее, и больше. В этом смысле очень интересным представляется совет,  который дал своим ученикам мастер тай цзи цюань Т.Т. Лянг, последний из великих мастеров золотого века тай цзи цюань, учитель Стюарта Ольсона:  "Работайте усердно, работайте хорошо и не беспокойтесь о заработанном. Пусть деньги преследуют вас, а не вы будете бегать за деньгами. Когда вы начинаете преследовать деньги, они всегда  убегают от вас. А если вы позволите им найти себя, вы получите больше".  Это тоже непростой для нас урок. Хоть на рабочем месте, хоть в медитации, хочется сделать как можно меньше и получить за это как можно больше. Я ведь никого не обидела ::))??

А что побуждает нас к конкретным достижениям в точные сроки? Злейшие враги практикующего - амбиции, тщеславие, гордыня, и вы, конечно же, уже поняли, что это тоже про работу с сердцем. Так что продолжаем практиковать :))

А как проще всего узнать, насколько вы терпеливы? Обратите внимание на свою повседневную жизнь -  хватает ли у вас времени, а на самом деле терпения, придвинуть стул, после того, как вы встали из-за стола, почувствовать вкус кофе, который вы выпили, тщательно прожевать пищу, которую вы едите? Это не про маниакальную аккуратность или занудство, это про место осознанности в нашей жизни. Помните, как надо двигаться, когда у сердца меч?

Подробнее о даосских практиках читайте здесь, а попробовать практиковать можно здесь.

Успехов в практике,

Елена Фесик.

© Елена Фесик, февраль 2013